Желающим креститься или крестить детей

Огласительные беседы

Каждую пятницу в 19:00 в цокольном этаже храма проходят беседы для готовящихся принять святое крещение или желающих стать крёстными.

Справки по телефону 8-906-207-39-90 (Павел)

«Обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21).

Крещение – таинство, через которое человек соединяется с Богом. По сути, крещаемый, рождаясь во Христе, начинает свою жизнь с чистого листа. Издревле верующие с большим благоговением готовились к встрече с Богом в крещальных водах. Неудивительно, что подготовка к крещению (оглашение) в иные времена занимала до трех лет. Однако сейчас многих крестят без оглашения. Крещение без подготовки плодит и номинальных восприемников, не способных оказывать положительного влияния на духовную жизнь своих крестников. Об этих проблемах нашего времени – беседа со священниками Георгием Казанцевым – секретарем Миссионерской комиссии Калужской епархии и Владимиром Войтовым.

– Отец Георгий, как объяснить смысл таинства крещения?

Свящ. Георгий Казанцев: В ответ приведу пример, когда юноша смог осознать глубокий смысл, заключенный в таинстве крещения. Приходит молодой человек к священнику и говорит: «Хочу креститься». Батюшка с ним побеседовал об азах православной веры, а потом подводит его к большому кресту, который есть в каждом храме, и спрашивает: «Хочешь ли ты, чтобы крест был твоей жизнью?» Молодой человек задумался и смущенно ответил: «Я, наверное, еще не готов…» Он интуитивно понял, эмоционально пережил, что крещение – это соединение с Богом, которое налагает на человека большую ответственность и требует того, чтобы верующий разделил свою жизнь с Богом целиком и без остатка. Здесь проблема стоит не столько в объяснении богословского смысла крещения, сколько в способности желающего креститься пережить внутренне, сердцем понять это великое таинство.

В момент крещения происходит таинственное благодатное соединение верующего с Богом и духовное обновление человека. Крещение – это рождение в Боге, восстановление единства с Ним.

Богословский смысл этого таинства именно таков, но поскольку духовное обновление для нас сейчас еще в полной степени не доступно, то часто оно сопряжено со многими скорбями. Иными словами, чтобы благодать была воспринята и усвоена человеком, ему нужно потерпеть какие-то скорби. Потому и говорится, что мы должны нести свой крест. Поэтому человеку нужно идти к таинству крещения не для того, чтобы ему было много счастья в сей жизни, или еще по каким-то земным причинам. Основным мотивом крещаемого должно стать желание соединиться с Богом, чтобы служить Ему, а также спасение от греха.

Свящ. Владимир Войтов: В подтверждение того, что крещение есть стремление к Богу, связанное с отречением от греха, приведу слова апостола Петра: «Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). Поэтому человек, приступающий ко крещению, должен не просто стремиться найти какого-то абстрактного Бога, чтобы что-то почувствовать. Человеку необходимо стремиться к Богу-Личности, понимая, что единение с Ним возможно лишь через решительную борьбу с грехами, через искоренение своего ветхого человека. Кто захочет очищать свою душу от скверны греха, тому необходимы благодатные дары для укрепления в этой борьбе, которые подаются в крещении. Патриарх Сергий (Страгородский) в книге «Православное учение о спасении» писал, что намерение человека посвящать всю свою жизнь Господу Иисусу Христу «в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным». Святые отцы говорят еще так: «Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя» (преподобный Симеон Новый Богослов).

– Часто говорят: покаяние – это второе крещение.

Свящ. Владимир Войтов: В крещении омываются, прощаются все личные грехи, сотворенные человеком, то есть все его бессовестные поступки, мысли, желания, настроения. Потому и говорится: покаяние – второе крещение. Как в крещении все грехи прощаются, так и в искреннем покаянии.

Свящ. Георгий Казанцев: Вот это прощение грехов в обывательском сознании, особенно у женщин, чаще всего и ассоциируется с крещением: мол, грехи простятся, все будет хорошо, все устроится… На самом деле нужно сориентировать людей на то, что крещение – это, прежде всего, принятие ответственности. Прощение грехов только, можно сказать, «побочное действие» крещения, однако именно на это чаще всего обращают внимание. Естественно, человек не может соединиться с Богом, не получив прощения грехов. Но ведь это само собой разумеется. Если человек входит в царские палаты, то его разоблачают, омывают, одевают в торжественные одежды. Но главное не то, что его переодели и помыли, а то, что человек встречается с Богом! Смысл в том, что он идет к Богу, а это подразумевает ответственность: чтобы общаться с Богом, нужно соответствовать Ему. К сожалению, в полной степени быть соответствующими Ему мы не можем.

– Каким в идеале должно быть крещение?

Свящ. Георгий Казанцев: Внешне оно должно соответствовать своему статусу. Крещение совершается единожды, никогда не повторяется. Это действительно уникальное событие в жизни. Человек должен к нему внутренне подготовиться, так как крещение переворачивает всю его жизнь в принципе: он начинает свою жизнь с нового листа. Соответственно, канонические правила предписывают длительную подготовку к крещению.

Свящ. Владимир Войтов: А именно: до трех лет.

Свящ. Георгий Казанцев: Почему три года? Дело в том, что Господь Своих учеников учил около трех лет. Это как раз такой срок, за который человек может органично войти в церковную жизнь. Конечно, сейчас очень редко, когда кто-то готовится к крещению три года, но к этому, вероятно, нужно стремиться. Однако, думаю, повсеместно такая подготовка введена сейчас быть не может. Ныне у нас минимум – две огласительные беседы. Это фактически неделя подготовки.

Что касается внешней обстановки, то крещение – это все-таки событие для всей Церкви. Здесь можно провести аналогию с рождением ребенка. Вот ребенок рождается, его из роддома встречает вся семья: съезжаются родственники, поздравляют, качают – такая радость для всех. То же самое и здесь, ведь в Церкви появляется новый член, брат или сестра во Христе, а в приходской общине – новый прихожанин. И, естественно, это событие не личное и каждой отдельной семьи: они пришли, младенца им окрестили, и они его унесли… Нет, это событие для всей Церкви, в первую очередь. В Церкви появляется новый человек! Если мы говорим, что в центре нашей жизни – Бог, Церковь, то мы и рассуждать должны с этой позиции. Естественно, сама Церковь таинство крещения должна проводить торжественно. В последних синодальных документах – от 24 июня 2010 года – как раз это предписано. Еще раз нам напоминается из древних канонов, что крещение должно служиться торжественно: крещальная литургия совершается накануне великих праздников и с участием всех членов приходской общины.

Со священниками Георгием Казанцевым и Владимиром Войтовым беседовал Андрей Сигутин

 Материал взят с сайта pravoslavie.ru

 

«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»

Иеродиакон Паисий (Шурухин), Алиса Захарова
1 сентября 2011 г. Источник: pravoslavie.ru

Крещение ребенка – важное, может быть, даже главное событие и в его жизни, и в жизни его родителей. Но как правильно подготовиться к крещению, как выбрать крестных и почему в саратовских храмах теперь проводят перед крещением огласительные беседы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Троицкого собора г. Саратова иеродиакону Паисию (Шурухину).

ПОДГОТОВКА

Иеродиакон Паисий (Шурухин)
Иеродиакон Паисий (Шурухин)

– Отец Паисий, я знаю, что вы проводите огласительные беседы перед крещением детей. Давно ли введено это новшество в саратовских храмах и для чего?

– Такие беседы проводятся перед крещением не только детей, но и взрослых, это не новшество. Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.

Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.

В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.

Сейчас мы проводим две беседы в течение полутора-двух часов, больше люди не выдерживают.

– Огласительные беседы проходят и с родителями, и с крестными?

– Мы должны готовить людей к их будущей ответственности – быть крестными. Поэтому беседы обязательны для крестных. Безусловно, присутствие родителей тоже желательно.

ВЫБОР КРЕСТНЫХ

– Отец Паисий, скажите, крестными могут стать любые люди из окружения родителей или крестные все же должны быть воцерковленными людьми?

– Последнее является обязательным условием. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. К сожалению, в настоящее время это не всегда соблюдается, и когда на огласительных беседах разговариваешь с крестными, они не могут даже прочесть наизусть Символ веры (краткое изложение православного вероучения).

Ко мне подошел как-то человек и спросил, зачем нужны огласительные беседы, сказал: «Я уже крестный, у меня есть крестники, и я хочу стать крестным еще раз».

В разговоре выяснилось, что он не знает Символа веры, сам не воцерковлен и ни одного своего крестника он не принес ни разу в храм ко Причастию. Просто посидели за столом после крещения и разошлись. Никакого духовного воспитания крестников нет, но так не должно быть: как может человек отвечать за что-то, о чем он не имеет представления? А крестные – это, в первую очередь, духовные воспитатели. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Потому что трудно представить себе православную семью, где родители будут крещеными, а их ребенок – нет. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители.

Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути. А помочь идти ребенку и призваны крестные.

– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем?

– Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным.

– Обязательно ли наличие двоих крестных?

– Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

– Какого возраста должны быть крестные родители?

– Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.

– Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным?

– Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся.

– То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений.

– Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.

КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ

– Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам?

– Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры.

– Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

– Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься?

– После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим.

– При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?

– Издревле так сложилось, что женщины без особого благословения не могли входить в алтарь. И женщинам вход в алтарь закрыт. Поэтому во время обряда воцерковления, который совершается сразу после крещения, мальчиков как будущих мужчин вносят в алтарь, а девочек подносят к царским вратам.

– При крещении ребенку иногда дают другое имя, не то, которое выбрали родители и которое внесено в документы. А чем обусловлен выбор священником того или иного имени?

– Если малышу дано имя, которого нет в православном месяцеслове, то в этом случае смотрят, память какого святого празднуется в день рождения ребенка, на восьмой день по рождении или в день его крестин или просто подбирается православное созвучное имя для крещения. Может быть выбрано имя почитаемого в семье святого. В документах, конечно, останется прежнее имя, но в Церкви человек должен называть свое церковное имя, полученное им в Таинстве Крещения.